Крым
Отчеты об отдыхе

СУДАК - лучший отдых в Крыму

"Судак 2004"

Мы никуда не поехали в январе, как это делали подряд несколько последних лет. Старший сын теперь студент, тогда у него была сессия. Настоящая первая студенческая сессия. Со своими успехами и пересдачами. Не знаю, помогло ему наше присутствие или наоборот - помешало, но только оставить его одного в это время мы не решились.

Мы никуда не поехали в мае. Весенние дороги такие, что просто жалко машину.

Мы бы никуда не поехали и в августе, Если бы Артём не сдал вступительные экзамены в институт.

Дорога туда

Первый день пути

Отпуск был оформлен и у меня и у Светы ещё с 26 июля. Если прибавить к этому два дня предшествующих выходных, то, в принципе, 24-го или 25-го уже можно было бы трогаться в путь. Задерживала только неопределённость с Артёмом. Вообще, это лето было для нас каким-то напряженным. Сначала - выпускные экзамены в школе, выпускной вечер. Потом - неудачные попытки поступить в МАТИ и МИСиС на бюджетное обучение. Как следствие - беготня с оформлением договора на платную форму получения знаний. Именно этот процесс и задержал нас в столице вплоть до 30 июля.

Что-то волновало и тревожило меня, я так и не смог уснуть в этот вечер. Света тоже не ложилась, готовила вещи и еду в дорогу. Дети, возбуждённые приездом Павла, даже не разбирали постелей. Павел - наш племянник, которого мы согласились взять с собой.

Выехали в 3:20 утра.

В прошлом году со мною тоже был КПК - карманный персональный компьютер, наладонник, но как диктофоном я им не пользовался. Оказалось - очень удобно. Нажал одну кнопку, и можно наговорить в него, не выпуская руля, к примеру, показания бортового компьютера. Забегая вперёд, скажу, что в этом году я ни разу не открывал атлас автомобильных дорог. А, имея такую умную штучку, снабжённую специальным приёмником, можно атлас даже не класть в багажник, а использовать компьютер в качестве навигатора. Но, это пока всё так - мечты. Хотя и те возможности, что вложены в это маленькое чудо, тоже вполне достаточны: хочешь подсчитать что-то - калькулятор, книжку почитать - пожалуйста, игры для детей и взрослых - будьте любезны. Можно даже музыку послушать и небольшой любимый видео клип посмотреть. Я уже не говорю про такие привычные вещи как записная книжка, календарь, будильник, MS Word, MS Excel и что-то там ещё. Вместе с моим мобильником можно даже коннектиться к всемирной паутине, да только у МТС зона покрытия пока ещё невелика.

Я напугал тебя, читатель, этими заголовками: "Дорога туда", "Первый день пути"... А сам, вот видишь, отвлёкся. Не случайно. Подробности дороги описаны в 2001 и 2003 годах, повторяться не интересно, а приключений особых и ярких впечатлений не было. Кроме, пожалуй, того, что Всевышний услышал молитвы мои и всех тех мучеников, проезжавших когда-то по дорогам Курской области, и направил губернатора той области на путь истинный или сделал так, что его не переизбрали на новый срок. Что произошло на самом деле мне точно не известно. Только был я приятно удивлён новыми дорогами под Курском.

Привычный путь преодолевался легко, а поскольку он довольно длинный, пассажиры, утомившись, начали скучать. Тут на помощь мне пришел Пашка, предложив захватывающую игру: кто больше насчитает зелёных "Порше".

Граница

Граница отняла у нас ровно два часа драгоценного времени.

После Харькова, после Мерефы, где-то в районе Новой Водолаги за яркой АЗС справа, сразу узнал поворот на "любимую" бетонку. А любимую-то бетонку асфальтом укрывают! А державные-то автоинспекторы - тут-как-тут - под временными знаками "50", где и техники-то дорожной давно нет, взносы в свой карман собирают. Спасибо тому аборигену на джипе, который с той стороны широкой разделительной подал мне условный знак. А ещё говорят, что от хохлов не дождёшься...

В Новомосковск опять въехали через "заднее кирильцо". Сдаётся мне, что нужно повернуть на Вильне в самом начале объездной дороги.

Ночлег в пути

В гостинице Новомосковска были в 18:20.

Как сказал Паша про Готель: "Здесь всё немного разваливается"'. Видимо, не было вложений, а только всё нещадно эксплуатировалось последние четыре года. Очень впечатлила душевая кабинка, в которой на месте элегантной раздвижной дверки оказалась клеёнчатая шторка для ванны с прорванными петлями. Холодильник оказался не совсем чистым, а там, где все ожидали увидеть душистое туалетное, обнаружили жалкие обмылки...

204 гривны за два номера 6 мест. Привыкаем делить на 5, чтобы получить доллары или умножать на 6, чтобы получить рубли. Это соответственно $40,8 или 1224 рубля. Много это или мало?

Второй день

За все время последних поездок со мною ни разу не происходило столько событий в один день с интервалом в пять минут.

Мы благополучно миновали Запорожье. Точнее, ещё не совсем миновали, а увидели перечеркнутое название города. Одновременно я определил, что с той полосы, в которой я двигался вместе со всеми (ни быстрее, ни медленнее других) можно двигаться только налево. Я перестроился правее. Аккуратно, не помешав никому. Когда мы поравнялись с заветной табличкой, начался спуск под горку. Впереди шла "Таврия" с прицепом, водитель которой никак не хотел разгоняться быстрее 40 км/час. Мне показалось, он немного подвинулся вправо, я - чуть сместился левее и обогнал его. Оба моих манёвра не понравились тем, кто наблюдал за ними с другой стороны оврага. "Нам велено наказывать всех, кто хотя бы заденет разделительную. Вы, Александр Львович, понять ничего не хотите..." и т.п. Я говорю, что всё понимаю, что должен потерять здесь сколько-то гривен, только не знаю сколько.

Пришлось потерять 50 украинских единиц.

Не успели мы проехать вперёд ещё несколько километров, как опять нас останавливают. Съехал на обочину и даю назад, посмотрев, конечно в зеркало заднего вида. Не успел я подвинуться и на полметра, как вдруг раздаётся характерный хруст ломающейся пластмассы. И хруст этот кажется мне очень знакомым. Так и есть. Слева по борту, прямо на проезжей части остановился старенький "Опель". Его-то я и пнул. К несчастью так совпало, что он припарковался как раз в тот момент, когда я отвёл глаза от зеркала. Дальнейшие разборки мало кому будут интересны. По требованию ментов мы обменялись расписками о том, что не имеем претензий друг к другу. В свою мне пришлось вложить 50 долларов.

Как приедешь на место, тут же погружаешься в поиск жилья, и на море сразу хочется. А мне всегда было интересно, сколько километров от Новомосковска до Судака. Вот показания бортового компьютера, зафиксированные на КПК:

Средняя скорость 66 км/час.
Расстояние 519 км.
Время в пути 7 часов 53 минуты.
Расход АИ 95 - 8,7 литра на 100 км пути.

В былые годы украинская территория пестрела разноцветными АЗС. Цена на топливо сначала понижалась с удалением от границы, а потом возрастала с приближением к курортной зоне. Теперь - большинство АЗС принадлежат "ТНК" и литр 95-го стоит везде одинаково - 2,9 гривны. Даже в Крыму!

Три недели в Судаке

Пляжи

При въезде в Судак мы встретились с нашими хорошими знакомыми. Нет, конечно, встреча была не случайной. Мы не виделись целый год, и должны были отправиться в путь вместе, но не получилось. Они остановились на самой окраине посёлка "Дачное". Нам же хотелось оказаться чуть ближе к тусовке, но не настолько, чтобы не спать по ночам. Поэтому, немного посовещавшись, мы отправились в район "Уютное", где снимали квартиру в прошлом году. Поиск жилья был недолгим. Квартира оказалась меньше, и дороже - 35 у.е. за сутки. Да ещё и с видом на стройку вместо моря.

После небольшой совместной вечеринки решили так: завтра вся моя команда идёт на знакомый городской пляж, а я еду с приятелем на разведку на загородный.

Утром, позавтракав, так и сделали.

Приятель привёз меня в "Солнечную долину".

Въезд на парковку - 2 гривны с машины. Места в степи много. Есть небольшие магазинчики, скорее - просто палатки, где можно купить еду, воду, мороженное. Можно поставить свою палатку и жить в ней. Это обойдётся чуть дороже - гривен 5 с палатки за ночь.

Мы купались среди огромных валунов. Лежать и загорать на камнях не очень удобно, но это неудобство компенсируется чистой и прозрачной водой.

Моим детям, которых я привёз сюда на следующий день, это место не понравилось совсем. Что ж, о вкусах не спорят.

Легенда о Чертовом ущелье

Для разнообразия, я однажды предложил своему приятелю отправиться на пляж в Новый Свет. Таксист попался разговорчивый и в тот момент, когда мы проезжали "Чертово ущелье" и нависшую над ущельем глыбу "Чертова пальца", он рассказал нам забавную легенду.

- Полюбили две птицы на скале друг друга, увидел их счастье Чёрт и решил помешать им: "Не птичье это дело - любовь". Взял Чёрт, да и превратил птиц в каменную скалу. Прогневался Бог, увидев такое дело: "Всё, созданное мною, принадлежит мне!" Наслал он громы и молнии, и образовалось в том месте, где был Чёрт, огромное ущелье. Чёрт стал проваливаться в пропасть, хватаясь за скалы своими пальцами. Один палец остался и окаменел. С тех пор эту скалу так и называют: "Чёртов палец", а ущелье под скалой - "Чёртовым".

Пляж в Новом свете не понравился никому. Поэтому мы продолжали ездить в Солнечную долину даже, когда наши знакомые уехали домой. Только купались мы уже не на камнях, а на обычном пляже с некрупной галькой.

Культур-мультур

Краткий словарь туриста

Волейбольная площадка пансионата "Львовский железнодорожник" впервые несколько дней нашего пребывания в городе была на замке. Поначалу это даже не очень огорчало нас: все силы отдавались морю. Потом мы попытались найти альтернативный вариант. Дети облазили весь город, но кроме заросшего колючкой футбольного поля ничего не нашли. Тогда мы предприняли отчаянный шаг - разыскать хранительницу ключей. И нам это удалось, причем её даже не пришлось долго уговаривать. Желающих играть собиралось более чем достаточно - пара команд всегда ждала своей очереди. Играли с интересом и с полной отдачей.

Но иногда мы всё-таки смотрели телевизор. Это получалось как-то само собой, когда, например, уже не было сил куда-то идти после нескольких партий в волейбол или шел дождь. В один из таких вечеров я решил записать несколько слов, чтобы составить "Краткий украинско-русский словарь туриста". В помощь тем, кто вынужден смотреть рекламу. Вот он:

Плям - пятно, Луп'а (ударение на второй слог) - перхоть, Швыдче - скорее, Перемога - победа (дни олимпиады в Греции!), Вымогае - требует, Увага - внимание, Хмарь - облачность, Шкодить - вредить.

КВН

У украинского телевидения, я замечаю это второй год подряд, есть один большой плюс - по одному из каналов показывают записи прошлых лет любимой программы КВН. В этом году мы пару раз смотрели сочинский фестиваль 2003 года с "Уральскими пельменями"

Когда я узнал, что "Пельмени" будут "вариться" в Судаке, то сразу побежал в ТОК "Судак" за билетами. И мечта прошлого года сбылась. Она сбылась вдвойне, т.к. в представлении ещё принимали участие не менее талантливые и обаятельные рудээновцы со своей "купалинкой" в исполнении очаровательного Дэзи.

Хороший звук, много юмора и Женя - неподражаемый в роли Элтона Джона. Отличный вечер.

Ресторан "Прохлада"

В сезон можно посмотреть команды КВН в ресторане "Прохлада". Нам "достались" парни из минского "ЧП". Особого восторга лично у меня они не вызвали. Просто было смешно. Некоторые номера были объявлены как новые ("Пиковая дама") и их действительно показали совсем недавно по ЦТ.

Цены в ресторане во время представления праздничные, а еда - так себе.

Сколько стоит саксофон?

Жить в "Уютном", на самой окраине города, вовсе не означает быть оторванным от тусовки. Здесь тоже хватает развлечений: от игровых автоматов, бильярдных и пива до различных представлений, концертов и фестивалей, устраиваемых в крепости.

Мы с интересом посмотрели спектакль киевского музыкального театра "Д'Артаньян и три мушкетёра". Сценой служило небольшое возвышение, устроенное у крепостных ворот, декорации дополнял окружающий ландшафт и суровые стены, а амфитеатром в зале был небольшой каменистый холм. Поэтому нам пришлось захватить с собой пляжные коврики, чтобы удобно расположиться в "первом ряду".

Артисты пели под фонограмму, но сами. Управляясь при этом ещё и со шпагами. И очень даже неплохо пели. Но всех покорил саксофонист. Берущие за душу звуки его инструмента никого не оставили равнодушным. На "бис" под заслуженные крики "браво" он исполнил "Дым над водой".

Когда я был ещё ребёнком, я часто видел в одном из универсальных магазинов футляр с этой загадочной музыкальной штуковиной. Рядом с ним была табличка с ценой - 500 рублей. Огромные по тем временам деньги...

Хочешь стать рыцарем?

Если у вас во время отдыха внезапно возникло желание попробовать свои силы в стрельбе из лука или каком-нибудь ремесле, то смело отправляйтесь в крепость на шоу "Рыцарский турнир".

На время этого представления, а длится оно иногда пару дней, крепость оживает, превращаясь в забавный средневековый город. Сразу скажу, что некоторые забавы стоят довольно дорого. Например: зарядить многоствольную пушку и потом "бабахнуть" из неё, всколыхнув все окрестности - 100 гривен.

Каждый может за 20-50 гривен облачиться в доспехи и пофотографироваться. Или даже поучаствовать в поединке под крики собравшихся зевак. Такой поединок, несмотря на все предосторожности, может закончиться травмой. Да и, честно говоря, интереснее выглядит хорошо отрепетированный потешный бой профессионалов.

Лично мне очень понравилось, что вся стрельба и метание топоров и ножей сопровождаются подробными инструкциями мастеров. Наш племянник, например, преспокойненько втыкал топоры, никогда раньше этого не делая. Сложнее было со стрельбой из лука.

Никто из нас не захотел ненадолго стать кузнецом или гончаром под руководством опытного наставника. И танцевальные площадки мы тоже прошли мимо, пока, наконец, не добрались до камеры пыток. На самом деле, конечно, никто здесь никого не пытал. Крови не было, а примерить на себя дозволялось всё: даже гильотину. На ярмарочных прилавках продавались разные забавные сувениры, а колорит дополняли раздававшиеся иногда крики "держи вора" или "ой, кошелек украли".

Не обязательно находиться в крепости весь день, можно выйти, пообедать отдохнуть. Правда, при выходе нужно не забыть отметить билет, чтобы не покупать новый.

Мы так и сделали. Вечером начались потехи: фейерверки, пальба из пушек и другие. Самой забавной была беготня за бутылкой пива. Пластиковая бутыль большого объёма заряжали в баллисту. Двоих желающих облачали в рыцарские шлемы и давали им небольшую рогожку. Баллиста вышвыривала пиво на высоту 20-30 метров, а двое смельчаков бежали, стараясь поймать её в растянутое полотно. Если им это удавалось - они наслаждались добычей, если - нет, бутылка разбивалась о камни, и бедолаги оказывались все в пене. Иногда зрителям тоже доставалось, если бутылка падала недалеко от них.

Глюкоза

В зале туристическо-оздоровительного комплекса "Судак" выступала "Глюкоза". Под свои мультики, со своими музыкантами, вживую, без халтуры Я посоветовал ребятам купить билеты в первый ряд балкона, чтобы не оказаться в первых рядах партера, но за спинами неугомонных поклонников. Мне нравится слушать другую музыку, но пришлось заменить заболевшую Настю. И, надо сказать, старания девочки-глюкозы и её экспрессия вызвали у меня только положительные эмоции. Всё испортил звукооператор. Музыкальные инструменты забивали голос так, что даже в знакомых хитах слов было не разобрать. Раздосадованный таким подходом оператора к делу, наш Пашка время от времени кричал: "Старец Григорий покарает тебя!" За что и получил замечание от особо нервных соседей.

В целом, когда публика покидала зал, со всех сторон слышались только отрицательные отзывы.

Дорога обратно

Стемнело. Шёл дождь. Всем хотелось ещё раз перед отъездом посетить так полюбившийся бар "Катрас". Я подвёз свою команду к набережной на машине. Давно взял себе за правило воздерживаться от спиртного перед дорогой не менее суток. Каково же было наше разочарование, когда мы увидели, что бар занят: банкет. И всё-таки нам, как постоянным посетителям, удалось убедить официанта принять заказ. Торжественный ужин по поводу нашего отъезда состоялся.

Первый день пути

"Солнечная долина" потому так названа, что в ней ещё светит солнце, когда город уже накрыт свинцовыми тучами с ливнем.

Купаться утром никто, кроме меня, не пошел. Пасмурное небо не предвещало ничего хорошего.

К 10 утра все вещи были собраны, упакованы и размещены в багажнике. Сдав ключи хозяйке, отправляемся в путь под начавший накрапывать дождик.

Три часа по дождю со скоростью 40, максимум 80 км/час.

Второй день пути

4:45. Подъём. Завтрак.

6:25. Выезжаем. Все часы переводятся на московское время. По Москве - на час больше - 7:25.

9:21. Закончилась бетонка у Новой Водолаги.
Средняя скорость 88. Отличный результат!
178 км от Новомосковска до окончания бетонки проехали за 2 часа 02 минуты.
Расход 10,2 литра на 100 км. Это - потому что ехали со скоростью больше 90-100 км/час.

В этот раз я не влетел со всего разбегу в Харьков, а сразу после ангара "мойщиков" повернул на Сумы - Киев, попав на объездную дорогу.

11:49. Россия. Так быстро мы ещё границу не проходили.

12:09. Майское. Какое хорошее название у посёлка, пусть даже немного коммунистическое, но наше, родное. Заправляемся по 14-70 95-м под самое "не хочу".

21:00. Здравствуй, Москва! В салоне аплодисменты. Ещё немного и мы дома.

PS. Пришлось залить десять литров топлива прямо на МКАД-е: замигала лампочка.

Хотите хорошо отдохнуть в Судаке? Пишите нам - подберем любой вариант жилья по РЕАЛЬНЫМ ценам города!